Проект Эколята - дошколята

Паспорт Проекта

 

Наименование

Описание

1

Название проекта

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»

2

Творческая группа

воспитатель  Водяникова А.В.

воспитатель  Карпенко  Г.Я.

воспитатель  Тен С.М.

воспитатель  Забудько С.К.

воспитатель  Рычкова О.Е.

3

Актуальность проекта

Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны. «Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи. Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проявлением патриотизма также является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развить в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой. Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. В этом контексте суть одного из направлений патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душе ребёнка и подростка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.  Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству. Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Дошкольные образовательные организации, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первичное представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Формирование у детей экологической культуры и культуры природолюбия должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации. Для решения этой организационной задачи на каждом этапе экологического образования и воспитания необходимы новые инновационные инструменты, программы, проекты, формы, методы, подходы, приёмы, решения, технологии и мероприятия. Одним из таких инструментов экологического воспитания и образования детей дошкольного возраста, как части патриотического воспитания ребёнка, может стать новый природоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей экологической культуры и культуры природолюбия.

4

Целевая аудитория

Воспитанники 3 – 7 лет

 

Нормативно-правовая основа

v  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (с изм. от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ); 

v  Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 29.12.2015 г.);

v  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 02.06.2016 г.);

v  Экологическая доктрина Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р;

v  Основы государственной политики в области экологического  развития Российской Федерации на период до 2030 года» (утв. Президентом РФ 30.04.2012 г.).

5

Цель проекта

Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

6

Задачи проекта

v  дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

v  способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

v  помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

v  расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;

v  помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;

v  разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс учреждения новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;

v  способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

7

Принципы реализации проекта

v  использование интегрирующего подхода в учебно-воспитательном процессе;

v  последовательность в обучении и воспитании;

v  преемственность при рассмотрении изучаемых тем;

v  анализ происходящего и учёт особенностей окружающего мира и влияющих на него факторов;

v  простота, наглядность и доступность изучаемого материала;

v  присутствие в учебно-воспитательном процессе элементов сравнения и различных примеров;

v  наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

v  безопасность в организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

8

Формы работы, применяемые во время организации и проведения учебно-воспитательного процесса

v  чтение;

v  беседа;

v  наблюдение;

v  обсуждение;

v  прослушивание тематических сказок и рассказов;

v  задание;

v  игра;

v  просмотр фрагментов фильма или телевизионной передачи;

v  викторина;

v  конкурс;

v  тематическое оформление помещения;

v  встреча;

v  утренник;

v  прогулка;

v  работа на природе;

v  проведение опыта;

v  экскурсия;

v  тематическое мероприятие.

9

Сроки реализации проекта

С января по декабрь  2017 года (долгосрочный)

 

10

Ресурсы проекта

v  тематические книги;

v  хрестоматии;

v  альбомы и тетради для раскрашивания;

v  наглядные и раздаточные материалы;

v  журналы и газеты;

v  художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

v  энциклопедические и справочные издания;

v  аудио и видеоносители информации;

v  настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

v  костюмы и образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

v  театральные постановки, их фрагменты и элементы;

v  музеи и картинные галереи;

v  выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

v  элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром.

11

Ожидаемые результаты проекта

v  формирование у детей основ экологической культуры и культуры природолюбия;

v  повышение общей культуры ребёнка;

v  формирование у ребёнка духовно богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к окружающей природной среде;

v  развитие в ребёнке внутренней потребности любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;

v  расширение общего кругозора детей, развитие их творческих способностей.

12

Планируемый продукт

v  Методические разработки (сценарии праздников, развлечений, непосредственной образовательной деятельности);

v  Брошюры, памятки, консультации для родителей;

v  Видеофильмы.

14

Аннотация

В рамках реализации Проекта предусматривается разносторонняя деятельность в дошкольных образовательных организациях с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Данная деятельность способствует формированию у воспитанников экологической культуры и культуры природолюбия, усвоению ребёнком во время образовательного и воспитательного процессов теоретических эколого-биологических, географических и других специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры. Воспитанников принимают в «Эколята – дошколята»: на торжественной церемонии зачитывается текст посвящения в «Эколята», вручается Свидетельство «Эколёнка МБДОУ ЦРР - д/с № 21 «Колосок». Воспитанник, став «Эколёнком», будет понимать, что он вошёл в общество людей, которые берегут и защищают природу, которым свойственно доброе, уважительное, внимательное и заботливое отношение к ней. Особенностью Проекта «Эколята – Дошколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанника является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы. Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития. Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к Природе. С детьми проводятся тематические занятия, которые всесторонне способствуют формированию у ребёнка культуры природолюбия, осознания того, что он может стать настоящим другом природы. Особое внимание в Проекте уделяется формированию у воспитанников дошкольных образовательных организаций целостного взгляда на окружающую природу. При этом человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Он подчиняется закономерностям её развития, и от его деятельности зависит состояние окружающей природной среды. Использование теории сложных систем и системного подхода к изучению Природы и окружающего мира предполагает взаимопроникновение различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе, таких как наблюдение, беседа, чтение и прослушивание сказок и рассказов, выполнение заданий, игра, проведение опыта, прогулки, проведение занятия на природе, работа на опытном участке вокруг дошкольных образовательных организаций, рисование и т.д. и протекает на уровне формирования образов, представлений и различных понятий в мире Природы. При этом важно, что в процессе занятия должно происходить не механическое запоминание услышанного и увиденного, а реальный анализ происходящего и принятие на основе этого реального решения в своей дальнейшей деятельности. Проводимые в рамках Проекта занятия могут использоваться самостоятельно либо включаться в уже существующие программы по экологическому, нравственному, культурному и эстетическому воспитанию ребёнка.

15

Используемые интернет ресурсы

http://эколята.рф/

http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/ - Гимн «Эколят-дошколят»

http://эколята.рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/ - клятва «Эколят-дошколят»

http://doshkolnik.ru/ecologia/10387-ecoliata.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План  реализации проекта

Этапы реализации проекта:

v  I этап – подготовительный.

v  Обсуждение цели, задачи с педагогами, детьми и родителями.

v  Приобретение для детей с целью проведения занятий:

v  учебного пособия для дошкольников «Азбука природолюбия»;

v  серии книг «Живая азбука»;

v  «Букваря Леса»;

v  серии книг «Игровые раскраски Эколят». Изучаем «Азбуку Природолюбия от «А» до «Я».

v  компакт-дисков «Азбука природолюбия»;

v  компакт-дисков «Живая азбука»;

v  компакт-дисков «Букварь леса»;

v  серии настольных и напольных игр по «Азбуке Природолюбия», сохранению природы, ее животного и растительного мира.

v  Создание необходимых условий для реализации проекта:

II этап – основной (практический).

 

Тема

Срок реализации

1

Знакомство воспитанников со сказочными героями – Эколятами – друзьями и защитниками природы.

Январь  2017год

2

Экологическая викторина «Все о природе Земли»

Февраль 2017

3

Презентация «Вода – это жизнь» (к Всемирному дню водных ресурсов)

Март 2017 год

4

Акция «Мусор Земле не к лицу»

Апрель 2017 год

5

Праздник «Однажды в лесу»

Май 2017 год

6

Презентация «Правила поведения в природе»

Июнь 2017 год

7

Развлечение «Скорая экологическая помощь»

Август 2017

8

Участие в субботниках «Каждую соринку в корзинку»

В течение года

9

Конкурс рисунков «Зеленая планета 2017»

Сентябрь 2017

10

Акция «Подарим книжке вторую жизнь – спасем дерево»

Октябрь 2017

11

Акция «Мы елочку не срубим – мы елочку украсим»

Декабрь 2017

12

Проведение, экскурсий, наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности во все времена года

В течение года

13

Проведение организованной образовательной деятельности по областям: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

В течение года

14

Освещение на сайте ДОУ  мероприятий по реализации проекта «Эколята – Дошколята»

В течение года

 

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Проведение итоговое мероприятия.

 

 

Приложение 1

                                                                                                                                            

Рекомендуемые темы ООД по Проекту «Эколята – Дошколята»:

Рекомендуемые темы занятий по учебному пособию «Азбука Природолюбия»:

v  «Природа  вокруг нас»;

v  «Разнообразие Природы» (Красота Природы, Портреты Природы, Тайны Природы, Силы Природы, Богатства Природы);

v  «Времена года»;

v  «Время суток»;

v  «Животные и растения»;

v  «Человек – частичка Природы. Единство Человека и Природы»;

v  «Человек не может жить без Природы»;

v  «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья»;

v  «Природа – твой друг! Значит, обижать ее нельзя!»

v  «Помоги Природе, помоги своему другу!»

v  «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним»;

v  «Сохрани Природу от пожара»;

v  «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу»;

v  «Природолюбие – учебник нашей жизни».

 

v  Будь аккуратен с Природой

v  Береги Природу

v  Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе

v  Умей гулять на Природе

v  Дружить с Природой

v  Единство Человека и Природы

v  Жалеть Природу

v  Заботиться о Природе

v  Исследовать, изучать Природу

v  Красная книга

v  Любить Природу, любоваться Природой

v  Многообразие Природы

v  Наблюдать за Природой

v  Ответственность перед Природой

v  Природолюбие

v  Радоваться вместе с Природой

v  Сохранить Природу

v  Трудиться на благо природе

v  Уважать Природу

v  Фантазировать вместе с Природой

v  Ходить в гости к Природе

v  Ценность Природы

v  Чудеса Природы

v  Шёпот Природы

v  Щедрость Природы

v  Экология

v  Юный натуралист

v  Явления природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологический праздник "Однажды в лесу"